Они хотят усидеть на двух стульях — эксперт о реконструкции улицы Шота Руставели в Ташкенте

Vaib.uz (Узбекистан. 28 мая). В Ташкенте готовятся к масштабной реконструкции улицы Шота Руставели. Проект обещает многое: выделенные полосы для автобусов BRT, обновление инфраструктуры, велодорожки, расширение тротуаров, новые фасады, удобные платформы и почти 500 разметенных парковочных мест. Говорят, и движение ускорится, и аварийность снизится, и экономика выдохнет. Но есть одно «но».

Известный урбанист и специалист по городскому транспорту Аркадий Гершман изучил проект и пришёл к выводу: проблема в том, что реализаторы проекта пытаются усидеть на двух стульях: и автобусам дать приоритет, и скорость автомобилям увеличить. Но так не бывает.

По его словам, над проектом работали три месяца, и в нём много спорных решений. Например, зачем на обычной городской улице с ограничением в 40 км/ч делать разгонные полосы, как на трассах? Или “ножницы” — пересечения потоков машин, создающие новые точки конфликта? Почему пешеходные переходы раз в 400 метров, когда должны быть минимум каждые 200, особенно вблизи платформ? Если не сделать удобных и частых зебр — люди всё равно будут перебегать через дорогу, прямо сквозь потоки машин. 

«Для Ташкента это смелый проект. Ведь ещё недавно тут в принципе отрицали автобусные полосы. Но тут «база и реальность» вновь разошлись: в проект приоритета общественного транспорта решили заложить… ускорение средней скорости для машин. Проще говоря, хотели усидеть на двух стульях и быть за всё хорошее. Но так не бывает — отсюда и ошибки. Эта проблема часто случаются, когда транспортные проекты делают не для решения транспортных задач, а для привлечения денег здесь и сейчас», — отметил Гершман.

Он напомнил базовую истину: хороший общественный транспорт — это стимул отказаться от машины. Поэтому умные города в проектах выделенных полос сужают проезжую часть, делают удобные переходы, озеленяют улицы, вводят платную парковку. Где надо — убирают прямой сквозной проезд. Это «кнут и пряник»: даёшь комфорт тем, кто готов ехать на автобусе, и усложняешь жизнь тем, кто по привычке садится за руль.

Но на Шота Руставели решили пойти другим путём: попробовать угодить всем сразу. И водителям, и пешеходам. В результате — неполноценный приоритет, ошибки в планировке, и риск, что проект не сработает.

 «Грустно. Руставели могла стать самой кайфовой улицей города. А если бы не убрали трамвай — у Ташкента уже был бы готовый магистральный маршрут», — заключает урбанист.

Теперь остаётся наблюдать, смогут ли в ходе реализации учесть критику и исправить недочёты. Иначе снова получится “как всегда”: деньги потратили, а систему не улучшили.

4 thoughts on “Они хотят усидеть на двух стульях — эксперт о реконструкции улицы Шота Руставели в Ташкенте

  1. Не только реализаторы проекта, но и ещё многие из государственных чиновников “хотят усидеть на двух стульях”…

      1. а зачем трамвай ? это прокладывать рельсы ? зачем ? есть электробусы ! они заменили трамваи ! и нет нужды в рельсах ! а касательно проекта по Шота Руставелли мое мнение такое – раз нигде не обсуждалось, никт из экспертов не обсуждал проект , то просто будут дербанить денежку народную ! но и вопрос ! а где сейчас не дербанят ? везде и всюду ! нашло ! неприкрыто ! акулы хокимиятские рвут на части бюджет

      2. Жаль миллиарды деньги народа. Они уходят кому та в карман. Они придумывают как и от куда всасывать воровать бабло с бюджета и у бедного народа. В городе разрубили тысячи и больше деревьев возраста от 30 до 250 лет. Строят дома каждый 10 метр, открытой место не осталось. Ещё говорят экология плохая. Когда остановиться стройки. Уже невозможно жить здесь. По этому кто может местные горожане уезжают за городом. Раньше большинство улиц города ещё не асфальтирование даже били чище чем сейчас. Пусть. Строят за городом, места мало что ли. Такая вредная цивилизация нам не нужны. Наши деды и про деди жили здесь в Ташкенте глиняных домах до возраста 100-120 лет, а сейчас до 50- 75. Это разница 50 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *