Vaib.uz (Узбекистан. 21 мая). В Ташкенте представили проект строительства первой в городе полноценной выделенной автобусной линии — она должна пройти по улице Шота Руставели. На первый взгляд, это долгожданный шаг к развитию общественного транспорта. Однако после прошедшей на днях пресс-конференции, организованной хокимиятом столицы, у журналистов и жителей города вопросов стало гораздо больше, чем ответов.

Чиновники не смогли назвать ни точную сумму контракта с китайской компанией China State Construction Engineering Corporation (CSCEC), ни условия финансирования. При этом работы стартуют уже 1 июня, и, судя по словам чиновников, проект реализуется без тендера, без понятной конкурсной процедуры, и без подписанного окончательного договора.
Журналист и блогер Никита Макаренко, присутствовавший на пресс-конференции, назвал юридическую и финансовую конструкцию проекта «уникальной» в мировом масштабе. По его словам, всё выглядит так, будто проект разрабатывался “на салфетке”: ни тендера, ни чёткой сметы, ни открытой документации. Утверждается, что компания “Ташкент Инвест” разослало предложения нескольким компаниям, но якобы никто, кроме CSCEC, не согласился. Подтверждений этому общественности предоставлено не было.
Особое недоумение вызывает форма финансирования — по словам Макаренко, проект реализуется за счёт государственного бюджета в рассрочку на 7 лет. То есть, китайская сторона начнёт строительство уже сейчас, а Узбекистан заплатит через 7 лет сумму, которая до сих пор неизвестна. Это, по мнению экспертов, может противоречить закону “О государственных закупках”, но, как отметили в хокимияте, “есть исключение по решению правительства”.
Названная ориентировочная стоимость проекта — $198 миллионов, при том что речь идёт всего о 6,5 километрах улицы. Это означает, что один километр может обойтись примерно в $30 миллионов. Для сравнения, по словам Макаренко, в Алматы стоимость аналогичного проекта в 2017 году составляла $1 миллион за километр, а в 2025 — $2 миллиона. В колумбийской Боготе — от $6 до $24 миллионов в зависимости от условий. То есть проект в Ташкенте может оказаться в 5–15 раз дороже, чем в других странах.
На эту критику ответил хокимият города Ташкента. Чиновники уточнили, что сумма в $198 млн не относится только к улице Шота Руставели. Речь идёт о рамочном соглашении, охватывающем модернизацию транспортной сети в целом: в проект входят тротуары, велодорожки, полив, освещение, дренажные системы и прочие сопутствующие объекты. По их утверждению, документ предварительный, а все условия и сметы будут уточняться по мере проработки проектных блоков.
Первый этап, по данным хокимията, включает реконструкцию Шота Руставели, проспекта Амира Темура, улицы Шахрисабз и других участков, и оценивается примерно в $50 миллионов.
Власти обещают, что реализация будет вестись в соответствии с законом, с соблюдением принципов прозрачности и подотчётности, а все детали будут публиковаться по мере уточнения. Однако общественность требует от властей прозрачности прямо сейчас — ведь речь идёт не о частной инициативе, а о проекте за счёт государственного бюджета, причём в условиях рекордных сумм и сомнительных процедур.
Вопрос ! почему такое громадное расходование денег волнует народ ? блогеров ? журналистов ? а где антикоррупционный комитет ? Прокуратура ? да Президента не интересует смета такая космическая ?
тем более привели цифры затрат в Казахстане , которые прямо мизерные аж !
уже дожили что открыто воруют ! без стыда и совести !
Артыкходжаев воровал, теперь новая стая бешенных чиновников !
может хватит ?
я кстати уверен , китайцы тут не причем , тут наше ворьё гребёт лопатой денежку !
китайцам отдадут всю сумму сразу , потому контракт такой хитрый ! эта схема давно отработана
Вот наивный, Никита Макаренко. Давно уже нужно понять, вначале коррупция, затем “салфетки”, после строительство, а в конце уже – шампанское (только не для народа)… Уважаемый, не мешайте людям “делать бабки”!!!