Vaib.uz (Узбекистан. 14 мая). В социальных сетях снова нарастает волна негодования. Родители школьников возмущены тем, что в школах Ташкента активизировались массовые проверки сотовых телефонов учащихся. Вроде бы, под благовидным предлогом — защитить детей от “вредных идей” и “негативного влияния”.
Но все чаще звучит логичный вопрос: в какой момент демократический Узбекистан начал скатываться в сторону тоталитарного государства? Потому что это уже не просто контроль. Это — вторжение. Это — прямая демонстрация: “у тебя нет личного пространства, потому что ты ребенок”.
Сегодняшние подростки используют свои смартфоны не только для звонков. Это их дневник, пространство общения, рефлексия, безопасность. И когда взрослые — особенно представители силовых структур — врываются в это пространство, начинают при всех читать переписки, смотреть фото и видео, они не “предотвращают зло”. Они уничтожают доверие и личные границы. А вместе с ними — и психику ребенка.
Вот как на эти проверки отреагировали в столичном управлении дошкольного и школьного образования. Чиновники формально всё обставили красиво: “мероприятия проходят в присутствии представителя родительского совета, учителя и сотрудника правоохранительных органов”. Но звучит это как оправдание, которое больше подходит для досмотра заключенных, а не учеников. Это не “мероприятия”, это — облавы.
Чиновники заявляют, что таким образом они предупреждают преступления. Но где та граница, за которой профилактика становится репрессией? Если следовать этой логике, то можно и на улице начать останавливать каждого прохожего и проверять содержимое телефона. А почему бы и нет — ведь это тоже ради “предотвращения преступлений”. Можно пойти еще дальше — устраивать “внезапные” обыски квартир. Под предлогом профилактики. Ведь “нам же надо защитить”.
Если вы действительно заботитесь о безопасности в школах, то давайте говорить честно: запретите приносить телефоны — официально, на законодательном уровне. Установите металлоискатели на входе, чтобы подростки не могли пронести ножи, острые предметы и опасные гаджеты. Это будет понятно, системно, а главное — честно. А не так, как сейчас — под видом заботы вторгаться в личную жизнь детей.
Удивительно, насколько быстро мы привыкаем к таким ситуациям. Сегодня — проверка телефона. Завтра — допрос. Послезавтра — арест по подозрению в “подписке не на тот Telegram-канал”. Всё это уже проходили другие страны — с такими же благими намерениями.
Важно понять: ребёнок — не преступник. Его нельзя обыскивать “на всякий случай”. Его нельзя публично унижать ради “профилактики”. Школа должна быть местом, где уважают личность, где учат свободе, а не подчинению страху.
Может, вместо того чтобы проверять телефоны, стоит начать доверять детям? Говорить с ними, объяснять, формировать ценности? Но это, конечно, сложнее, чем устроить очередную облаву под красивым названием “Острый предмет” или “Посещаемость”.
Ведь для настоящего воспитания нужно не правоохранителей звать, а профессиональных педагогов и психологов. И уважение. Без него не бывает ни образования, ни будущего.