Эта статья также доступна на: English (Английский) Uzbek (Узбекский)
Сегодня на совещании под председательством президента были обозначены амбициозные цели для автопрома Узбекистана. Основные акценты: увеличение объемов производства, повышение качества, работа над локализацией и наращивание экспорта. Однако возникает логичный вопрос: сможет ли отечественный автопром справиться с этими задачами? Давайте разбираться.
Обещания чиновников и реальность
1. Увеличение объемов и улучшение качества
Узбекистан ежегодно продает более 400 тысяч автомобилей, и эта цифра, по прогнозам, останется стабильной в ближайшие годы. Президент призвал выпускать продукцию, соответствующую спросу.
Однако текущая реальность такова, что качество многих автомобилей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Потребители не раз жаловались на недостаточную надежность и устаревшие технологии.
Вопрос: Если автопром не справляется с качеством даже при нынешних объемах, как он планирует улучшить продукцию, увеличив производство?
2. Локализация: спасение или очередной миф?
Идея локализации звучит привлекательно. За счет внедрения 60 локальных деталей в автомобили BYD к 2025 году планируется снизить себестоимость электромобилей. Но давайте будем честны: локализация в Узбекистане часто упирается в бюрократию, недостаток современных технологий и слабое развитие производственной базы.
Вопрос: Как именно локализация будет способствовать снижению себестоимости, если качество локальных деталей зачастую уступает зарубежным аналогам?
3. Вступление в ВТО и конкуренция
Ожидаемое вступление в ВТО значительно усилит давление на местных производителей. Президент подчеркнул важность повышения качества продукции, чтобы выдержать конкуренцию.
Становление членом Всемирной торговой организации — это не только возможности, но и серьезные риски. Узбекистанский автопром столкнется с лавиной импортной продукции высокого качества по доступным ценам.
Вопрос: Готовы ли наши производители к борьбе за покупателя в условиях открытого рынка?
4. Экспорт: амбициозные планы или цифры на бумаге?
В 2023 году экспорт автокомплектов превысил 40 тысяч единиц, а в 2024-м ожидается рост до 700 миллионов долларов. Но на фоне высокой конкуренции, нехватки уникальных предложений и проблем с качеством достичь таких показателей будет крайне сложно.
Вопрос: Есть ли у Узбекистана реальная стратегия для завоевания экспортных рынков, или это очередная декларация намерений?
Реальность жестче амбиций
На словах всё звучит прекрасно: миллионы долларов экспорта, увеличение локализации, улучшение качества. Но автопром Узбекистана давно нуждается в глубокой модернизации, избавлении от бюрократических преград и системных проблем.
Без прозрачной стратегии, реальной конкуренции и ориентированности на потребителя все эти задачи рискуют остаться только на бумаге. Вопрос лишь в том, сколько ещё времени и ресурсов потребуется, чтобы наш автопром действительно начал работать для людей, а не ради громких отчетов.
Основа конкурентоспособности своя технология. Мы, кажется, забыли, что она у нас “привозная”. Локальная BYD будет конкурировать с китайской BYD. Вы шутите? Научную школу “разбомбили”, технология “привозная”, высшее образование импортное (филиалы). Что у нас своего? Наша экономика держится на трёх китах; почвенно-климатические условия (земля кормит народ); географическое положение (транзит между север и юг); религия ислам (старается дать правильное воспитание людям). Нужно “вгрызаться” в эти области и развивать их. ВТО – это интересы западных стран, они закидают нас своими товарами и будут уничтожать наших производителей. Пример – посмотрите на курсы валют и станет ясно, с кем мы в силах конкурировать… Для ВТО мы интересны лишь только как дешевая рабочая сила!