Интересное заявление сделал сегодня Республиканский центр духовности и просвещения, который недавно инициировал создание в стране своеобразного “манавиятного патруля”, вызвавшего широкий общественный резонанс. Официальные представители центра заявили, что данный проект внедряется «по просьбам общественности», обеспокоенной качеством медиа-контента и его влиянием на воспитание подрастающего поколения.
О чём идёт речь
В Узбекистане в рамках этого проекта начнут проводить «духовную экспертизу» медиапродуктов для телевидения, радиостанций и социальных сетей. Новый проект направлен на проверку сериалов, мультфильмов, фильмов и песен на соответствие так называемым «духовно-нравственным критериям», а также национальным и общечеловеческим ценностям. Специально созданная экспертная группа будет решать, какие медиапродукты допустимы для трансляции в стране.
Позиция центра
В Республиканском центре духовности и просвещения подчеркнули, что проект направлен на предотвращение распространения медиапродукции, которая может оказывать негативное влияние на воспитание детей и наносить ущерб сознанию подрастающего поколения.
«Особо следует подчеркнуть, что проект внедряется по запросам, требованиям и инициативам родителей, интеллигенции и широкой общественности, которые обеспокоены влиянием медиаконтента на молодежь, особенно детей дошкольного и школьного возраста», – отметили представители центра.
При этом, в центре добавили, что проект “Духовная экспертиза” не вводит прямую цензуру для медиапродукции. Деятельность экспертов будет заключаться в разработке рекомендательных предложений для разработчиков медиа-контента, творческих групп и художественных советов.
Свобода творчества средств массовой информации, журналистов, деятелей искусства и блогеров, по заверению чиновников, не будет затронута.
Опасения и риски
Несмотря на заявленные цели, эксперты и активные пользователи социальных сетей выражают опасения, что этот «духовный патруль» всё равно может превратиться в инструмент жёсткой цензуры, ограничивающий право на свободное выражение мнений. Вопросы вызывает и то, что понятие «духовно-нравственных критериев» остаётся крайне расплывчатым и неизмеримым. Это означает, что решение о «допустимости» контента останется за самими экспертами, назначенными государственными органами.
Инициатива может негативно сказаться на развитии креативной индустрии: медиаплатформы могут вынужденно отказываться от инновационного или даже нейтрального контента, чтобы избежать риска непредсказуемых трактовок и возможных санкций. Скептики считают, что под маской защиты ценностей может скрываться стремление установить контроль над медиа и творческим выражением в стране.
Если проект «духовной экспертизы» начнёт подменять собой законодательство о свободе творчества и информации, он может существенно повлиять на развитие медиасреды и свободу слова в Узбекистане.
За 33 лет “демократии” стало лучше? Сплошной мат, раздевание и порнография от местных звезд культуры, искусства и, даже, от народного депутата. Надо ввести “цензуру”! У меня только страх, что будет очередной “перекос”! Контроль должны производить люди старше 45 лет, которые прожили и видели “настоящую культуру” советских времён. Достижения социализма признаны даже в африканских странах! У нас почему-то к этому негативное отношение. Вот и имеем, сегодня, плачевный результат. Историю нельзя выкинуть или заново переписать…